Кайдзен – долгосрочная стратегия японского бизнеса.

kaizen

Мудрость – в переменах. В 1986 году японец Масааки Имаи выпусти книгу «Кайдзен», название которой состоит из двух слов: «кай» (перемена) и «дзен» (мудрость). Философия управления качеством, раскрываемая в этой книге, не была революционной — менеджер-консультант Масааки Имаи просто дал единое, уникальное название уже существующим концепциям.
Суть философии кайдзен – в постоянном совершенствовании процесса, причем, любого – от управления государством до каждодневного мышления.
Что касается ведения бизнеса, Масааки Имаи описал пять принципов, на которых оно должно строиться:
1. Работа в команде. Как известно, японцы очень уважительно относятся к людям узкой специализации. Это позволяет сформировать команду, способную бесконечно совершенствовать используемые технологии.
2. Личная дисциплина. Ни в одной японской организации Вы не встретите человека, постоянно отлынивающего от работы, но готового в любой момент прикрыть свою безответственность статьями Трудового Кодекса (как это имеет место в России).
3. Высокая нравственность. Еще со времен самураев важнейшую роль в жизни японца играет общественное мнение;
4. Качество выполненной работы.
5. Предложения по улучшению достигнутых результатов. Здесь нет людей авторитетных и тех, чье мнение было бы последним – руководители готовы выслушать и вынести на всеобщее обсуждение любую идею, а сотрудники не имеют привычки считать, будто «инициатива наказуема».
Стремление к совершенству – это нормальный образ жизни любого японца. В то время как в Европе и Америке совершенствование технологий происходит резкими скачками – от одного инновационного изобретения до следующего, — в Японии каждый новый рабочий день – это не просто рутина, а возможность посмотреть на процесс производства по-новому. Отметив для себя все плюсы и минусы происходящих внутри организации процессов, можно сделать работу еще более эффективной.